Бессонница у детей может быть связана с использованием электронных гаджетов перед сном

Бессонница у детей

Анализ данных, полученных в отношении 26 000 детей (опубликованных в издании JAMA Pediatrics), дает убедительные основания полагать: все же существует связь между использованием электронных устройств в ночное время и плохим качеством сна, недосыпанием и чрезмерной сонливостью в дневное время. Бессонница у детей встречается все чаще.

Несмотря на то что бытующее представление о недосыпающих американских детях, слоняющихся подобно маленьким зомби, является некоторым преувеличением, проблема серьезна.

Исследователи утверждают, что наши перегруженные занятиями и мультимедиазависимые дети, в особенности подростки, массово страдают от расстройства сна, и это способствует развитию разнообразных проблем со здоровьем, включая ожирение, депрессию, тревожные состояния, гиперактивность, неуемный аппетит, плохое настроение, замедленные реакции и ухудшение памяти.

В последние годы Центр профилактики и контроля заболеваемости настаивает на введении более позднего времени начала занятий в средней и старшей школах, чтобы повысить шансы того, что подростки получат свой восьмичасовой минимум сна. Эту идею подтверждают научные данные, но она противоречива по различным причинам финансового, логистического и политического характера.

Новый научный труд, опубликованный в издании JAMA Pediatrics и осуществленный под руководством исследователя Бена Картера в Королевском колледже Лондона, включал анализ прошлых исследований с участием детей и подростков в возрасте от 6 до 19 лет в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. Картер и его коллеги обнаружили, что дети, которые пользовались мобильными устройствами в ночное время, более чем в два раза чаще, чем другие дети, ночью спали менее девяти часов. Те, кто в своих комнатах имел телефоны или другие гаджеты, на 50 % чаще имели плохой сон и на 200 % чаще испытывали чрезмерную сонливость в дневное время.

В сопроводительном комментарии к исследованию Чарльз Э. Чейслер из подразделения медицины сна в Гарвардской медицинской школе и Тереза Л. Шэнэн, педиатр из Гарварда, объяснили, что «использование мобильных медиаустройств в ночное время снабжает социально и психологически стимулирующим материалом в то время, когда переход ко сну требует ослабления активности мозга».

«От интересного контента зачастую очень трудно отказаться, и многие дети боятся пропустить что-либо важное, если они отключатся», – написали они.

Проблема не только в запоздалом отходе ко сну. Присутствует и физический компонент воздействия от экрана. Чейслер и Шэнэн описали голубоватый свет, излучаемый экранами, а также светодиодными лампами, как «биологически активный» и отметили, что он подавляет выработку мелатонина – гормона, дающего мозгу сигнал об отходе ко сну. И не стоит забывать о пробуждениях из-за сигналов текстовых сообщений.

Чейслер и Шэнэн отмечают: исследование показывает, что само наличие устройства в комнате в ночное время может стать причиной бессонницы у детей. Они полагают, что необходимо провести еще много работы, чтобы в полной мере понять, как устройства влияют на умы и тела детей.

«Эти результаты ясно свидетельствуют о том, что быстрое развитие технологий и медийных устройств опережает возможности ученых-медиков оценить положительные и отрицательные последствия их повсеместного использования в эти чрезвычайно важные для развития мозга детей и подростков годы», – сказали исследователи.

Ариана Ойнджунг Ча,  публицист The Washington Post