Обзор рынка медицинских информационных систем (МИС) – исследование экспертов

Сегодня Министерство здравоохранения Российской Федерации предъявляет четкие требования к медицинским информационным системам (МИС), а именно к их функциональности с точки зрения сохранения первичной информации, автоматизации лечебно-диагностического процесса, развертывания электронной медицинской карты пациента и персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.

Компания «Смарт-технологии» во главе с основателем телемедицинского сервиса Еленой Кожиной провела обзор рынка медицинских информационных систем на базе продуктов, сервисов и решений 30 компаний, предлагающих рынку свои услуги.

– Елена, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как проходило исследование?

Здравствуйте! Информация относительно модульного состава МИС, представленного на рынке, получена нами из открытых источников. Модули представлены с сохранением логики уровней развития МИС МО рекомендаций Минздрава (минимальная, базовая и расширенная функциональность). Каждый последующий уровень включает функционал предыдущего. Внутри структуры функционала учтены два статуса возможностей: обязательный и рекомендуемый.

– По результатам исследования, к каким выводам пришла компания?

Основной вывод, который мы сделали, заключается в том, что рекомендации Минздрава отражают фактическое состояние рынка и соответствуют актуальному рыночному предложению. Другими словами, активные игроки, разработчики и интегратор медицинских информационных систем в состоянии реализовать заявленные рекомендации, а по некоторым модулям вполне способны превзойти их.

Результаты обзора рынка МИС представлены в виде корпуса условной МИС в трех вариантах.

Корпус «А» – это МИС в разрезе распределенных модулей, существующих в настоящий момент на рынке и доступных для внедрения в медицинскую организацию.

Корпус «В» – это рекомендации Минздрава к функциональности МИС (центральной и региональной).

Корпус «С» – это соотнесение рыночной ситуации и рекомендаций Минздрава в распределенном виде.

– Расскажите поподробнее, что входит в каждый корпус, по каким критериям распределены ИС?

Архитектура корпуса состоит из трех частей: фронт-, мидл- и бэк-офисы. Такая архитектура обусловлена пациентоориентированностью процесса оказания медицинской услуги и выдержана в логике «клиентского пути» с момента привлечения пациента и до момента учета платежа за оказанные ему услуги.

– Можно поподробнее о Бэк-офисе. Как мы понимаем, это самые базовые единицы медицинского рынка (клиники, больницы), ведь они контактирует с множеством других участников системы здравоохранения? Эта часть учитывает жизненно-необходимые учетные данные?

Все верно. Бэк-офис включает в себя все модули МИС, выполняющие задачи учета проведенных платежей, взаиморасчетов с контрагентами, страховыми компаниями, поставщиками оборудования, лекарств, парафармации, расходных материалов, других товаров и дополнительных услуг. Большая часть задач, которые выполняют модули бэк-офиса, носит бухгалтерско-налоговый, регуляторный, кадровый и общеучетный характер. В бэк-офис вошли модули учета материалов, складского учета, статистики, модуль «Аптека», финансовый модуль и другие.

– Сколько может стоить внедрение полной информационной системы для средней клиники штатом 100 человек?

Это наиболее сложная и дорогая для интеграции или замещения в медицинском учреждении часть МИС. Некоторые поставщики МИС при интеграции своего решения стараются не затрагивать эту часть вовсе. К примеру, интеграция МИС в клинику из 100 рабочих кабинетов может уложиться в 2-3 миллиона рублей, но этот бюджет не включает перенос и интеграцию бэк-офисных данных или включает только ее незначительные элементы. Стоимость интеграции бэк-офисных данных сопоставима со стоимостью всей интеграции новой МИС.

– Возвращаясь к архитектуре корпуса, какие операции учитывает часть мидл-офис? И к каким результатам для клиники может привести ее интеграция?

Мидл-офис – это модули, которые обслуживают процесс оказания услуги – саму медицинскую услугу, формирование направлений, назначения, сбор и учет анамнеза, интеграцию различных радиологических информационных систем, данных исследований МРТ, КТ, УЗИ и прочие результаты. Это та часть, которая составляет ядро электронной карты пациента и частично распространяется на фронт- и бэк-офисы. Модули, входящие в группу мидл-офиса, быстро развиваются с точки зрения, как наращивания нового функционала, так и расширения интероперабельности накапливаемых данных.

– Насколько мы знаем, Минздрав в своих рекомендациях уделил особенное внимание этой теме?

Да, рекомендации Министерства здравоохранения наиболее детально описывают именно эту составляющую, раскладывают функционал электронной карты пациента на характеристики. Такой фокус не только вполне соответствует рыночному тренду, но и задает стандарты и направления дальнейшего развития модуля электронной медицинской карты пациента (ЭМКП) на рынке. Сама ЭМКП становится одним из заметных драйверов не только рынка МИС, но и новой отрасли – телемедицины.

– Вопрос о внедрении в практику телемедицинских технологий поднимается все чаще и чаще и однозначно становится восходящим трендом в России. Связана ли работа данного сектора с заключительной частью – фронт-офисом? Как мы понимаем, это информационная система, которая регулирует внутреннюю коммуникацию клиники с пациентами?

Безусловно, эти два понятия следуют друг за другом. Фронт-офисная группа модулей МИС – это модули, которые выполняют задачи учета и управления контактами с пациентами и клиентами (для коммерческого сектора медицины). Центр тяжести в этой группе лежит в области коммуникационных технологий и стандартов коммуникационной активности МО. Это точка зарождения телемедицины в формате врач – пациент. Коммуникации охватывают различных субъектов – страховые компании, аптеки, лаборатории, партнерские организации, конечно, пациентов и потенциальных пациентов. В настоящее время коммерческий сектор медицины довольно активно развивает фронт-офисные компетенции. На фоне возросшей за последние 2 года конкуренции, примерно одинакового на рынке клиник (в сегменте коммерческих многопрофильных клиник) уровня среднего чека визита, а также среднего чека первичного приема пациента эта активность логична. Примерно стандартный набор наиболее востребованных у населения услуг в многопрофильных медицинских центрах укрепляет тренд растущей важности эффективной коммуникации с пациентом.

– А как обстоит дело на рынке так называемых «нишевых клиник»?

На рынке специализированных медицинских организаций и медицинских организаций, ориентированных на определенные слои населения, картина иная. Клиники привлекают и удерживают пациентов за счет уникального конкурентного преимущества, редкой услуги или другого особого предложения. Если такого предложения у клиники нет, она, как правило, переходит в статус многопрофильной.

– Нам известно, что во фронт-офисную группу входят специализированные модули. Расскажите о них поподробнее.

Во фронт-офисную группу вошли модули «Регистратура», «Расписание приема», «Оказание скорой помощи», «Вызов врача на дом», модули контакт-центров, администраторов и другие.

Некоторые модули МИС являются сквозными и сопровождают весь «клиентский путь». Это обусловлено тем, что группы клиентов, на которых они направлены, предполагают свои стандарты обслуживания и лечения. Сквозными, к примеру, являются перинатальный модуль, модуль стоматологии и довольно редкий модуль переливания крови.

– Как на Ваш взгляд будет развиваться рынок информационных систем в дальнейшем?

В качестве основных точек роста рынка можно обозначить: развитие телерадиологии (подсистема «Цифровые изображения») и развитие фронт-офисной группы модулей МИС коммуникационного характера как для пациентов, так и для врачей. Эти группы в свою очередь станут фасилитаторами развития медицинских приложений интернета вещей как части коммуникационного процесса передачи данных на расстоянии. Следующие важные точки роста – это расширение возможностей интероперабельности электронной карты пациента и развитие адаптивности этого модуля к различным информационным системам. Отдельными направлениями развития станут активный рост кластера облачных решений МИС, а также становление единой концепции и стандартов системы защиты медицинских персональных данных.