Застенчивые дети, как им помочь, не причинив вреда.

застенчивые дети

Обзор научной литературы по вопросу о застенчивости может оказаться несколько тревожащим для родителей, чьи дети предпочитают держаться в тени. Исследования увязали поведенческие ограничения у детей – черту, которая может быть связана не только с застенчивостью, но и с чрезмерной осторожностью в новых ситуациях, – с повышенной вероятностью развития тревожных расстройств на более поздних жизненных этапах. Причем результаты исследования позволяют предположить, что родительское стремление защитить застенчивого ребенка может усугубить ситуацию.При этом психологи и специалисты по детскому развитию предложили способы поддержки застенчивых детей.

«Принципиально важно, – сказала Санди Макклоури, психолог из Нью-Йоркского университета, – побуждать детей выходить из их зоны комфорта, при этом не пытаясь фундаментально менять их натуру».

«Подобное принятие ребенка имеет большое, громадное значение», – сказала Макклоури журналисту издания Live Science.

Застенчивость и ее последствия

Психологи определяют застенчивость как стремление уклоняться от социальных связей, тенденцию чувствовать себя неуклюжим и напряженным в момент, когда происходит социальное взаимодействие. Изучающие застенчивость исследователи часто используют более широкое понятие поведенческих торможений, чтобы дать определение детям, тревожное состояние которых включает чувство застенчивости как в окружении людей, так и в новых ситуациях.

Застенчивость является частью темперамента ребенка, и психологи пришли к выводу о том, что эта черта очень устойчива. В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в 1988 году в журнале Child Development, ученые сравнили наблюдения над 4-летними детьми с наблюдениями за ними же, сделанными в возрасте 7,5 лет. Дети, которые были робкими в 4 года, в большинстве своем остались такими же и в 7 лет, в то время как общительные дети остались общительными.

Однако другие исследования позволили определить иные варианты развития такой личности, предпочитающей держаться в тени. Исследование 1988 года, в котором использовались данные о людях, рожденных в конце 1920-х годов, показало, что мужчины, которые в детстве были застенчивыми, впоследствии с меньшей вероятностью заключали брак и имели детей, и в целом их карьеры были менее стабильны, чем у тех, кто был общителен. Застенчивые женщины, напротив, с большей вероятностью, нежели общительные, выходили замуж, заводили детей и оставались дома. Как для мужчин, так и для женщин, пишут исследователи в журнале Developmental Psychology, эта схема, как кажется, представляет собой замыкание в себе. Эти результаты могут оказаться иными в настоящее время по причине смещения гендерных ролей. Тем не менее, как написали исследователи, они подчеркивают тот факт, что темперамент человека может изменить ход его жизни посредством медленного накопления выборов, которые люди делают, и возможностей, которые они имеют.

В большей степени тревожат результаты исследований, связывающие зажатость в поведении с более поздними тревожными состояниями. Метаанализ семи исследований, опубликованных в 2012 году в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии, показал, что дети с чрезвычайными поведенческими комплексами более чем в семь раз были склонны к развитию социального тревожного расстройства впоследствии, чем дети без поведенческих комплексов. Около 15 % детей обнаруживают крайне выраженные поведенческие комплексы, пишут исследователи в своем труде, при этом примерно у половины из этой группы разовьется социальное беспокойство.

«Как правило, в нашем обществе экстраверсия и способность выступать с докладом и вербально выражать идеи очень ценятся», – отмечает Су Хун Ре, психолог из Университета Колорадо, который изучает связь между детским темпераментом и более поздними психическими проблемами. Поэтому, говорит Ре, застенчивые дети могут оказаться обойденными вниманием как в классной комнате, так и в других ситуациях.

Как предупредить проблемы

Американская ассоциация психологов рекомендует, чтобы крайне застенчивые дети получали профессиональную помощь. Психотерапевт может помочь детям (или даже взрослым), разработав стратегию регулирования тревожных состояний или подобрав такие виды деятельности, которые подойдут их темпераменту.

Очень трудно сопротивляться желанию защитить ребенка, который чувствует большие затруднения в новых ситуациях, но исследователи советуют не заходить слишком далеко. Согласно данным одного исследования, в котором велось наблюдение за детьми в возрасте от 3 до 6 лет, у детей, имевших поведенческие комплексы в возрасте 3 лет, с большей вероятностью такие поведенческие комплексы сохранялись и в возрасте 6 лет, если опекуны были чрезмерно заботились об их защите, – об этом свидетельствуют результаты, опубликованные в августе этого года в журнале Journal of Research in Personality.

«Родители, чрезмерно опекающие таких детей, наносят большой вред», – сказала Макклоури. По ее словам, задача родителей состоит в сохранении баланса. Один из способов, который может помочь, – это научиться «строить подмостки» детскому опыту. В образовании термином «возведение подмостков» обозначают предоставление более весомой поддержки в самом начале и затем постепенное предоставление ученикам большей самостоятельности. Стратегия возведения подмостков может помочь зажатым детям выбраться из своего «панциря».

«Вы делаете маленькие, очень маленькие, постепенные шажки и очень тщательно закрепляете сделанное», – говорит Макклоури. Например, если ребенок хочет поехать в лагерь с ночевкой, но боится провести ночь вдали от дома, родители могут начать с того, чтобы пригласить других детей переночевать у них дома, а затем дать ребенку возможность переночевать у бабушки. Родители должны уделять внимание уровню комфорта ребенка на всем протяжении такого процесса «возведения подмостков» и быть лояльными, если ребенку станет чересчур некомфортно. В особенности это касается детей старшего возраста, с которыми родители могут вести беседы на всем протяжении процесса, советует Макклоури: как ребенок себя чувствует, что помогло ему чувствовать себя лучше, что бы они хотели сделать после этого?

Кроме того, исследователи пришли к выводу о том, что воспитание, которое отличается теплотой и отзывчивостью к нуждам ребенка, помогает разорвать связь между застенчивостью и потенциальными проблемами психики. В результате исследования, проведенного в 2014 году, было обнаружено, что застенчивость была связана с повышенным риском более позднего развития тревожности только у детей, которые не имели тесной связи со своими опекунами. Близкие отношения предполагают заботливость, благодаря которой дети чувствуют свободу познания, но в то же время знают, что они смело могут обратиться к своим опекунам за поддержкой.

Обсуждение проблемы застенчивости

Макклоури и ее коллеги разработали программу для школ под названием INSIGHTS into Children’s Temperament (ПОНИМАНИЕ детского темперамента), цель которой заключается в том, чтобы применить уроки, полученные при изучении застенчивости, в школах. Первый шаг – помочь учителям и родителям распознать застенчивость у детей, утверждает Макклоури, поскольку застенчивые дети очень спокойны, и сигналы об их проблемах легко не заметить. Кроме того, программа поощряет ее участников изменить отношение к застенчивости как к проблеме, а вместо этого воспринимать ее как часть «грима» соответствующего человека.

Исследователи используют кукол-марионеток, чтобы научить маленьких детей тому, что у людей бывает различный темперамент (Фредрико Дружелюбный (Fredrico the Friendly), Грегори Угрюмый (Gregory the Grumpy), Хилари Трудолюбивая (Hilary the Hard Worker) и Коретта Осторожная (Coretta the Cautious)), чтобы они понимали, почему другие дети могут реагировать на ситуации по-разному. Эти куклы получили свои имена не случайно; Макклоури и ее коллеги создали эти личности с использованием статистических данных, полученных при исследовании темперамента 883 детей школьного возраста. Для застенчивых детей исследователи предлагают стратегии, которые можно использовать, чтобы заставить себя выйти из зоны комфорта.

«Задача заключается в том, чтобы поддержать их таким образом, благодаря которому они станут более социально компетентными в такого рода стрессовых для них ситуациях», – сказала Макклоури. Такой вид поддержки может предупредить риск развития тревожных состояний и депрессии, говорит она. В исследовании 2014 года, которое проводилось по программе INSIGHTS в 22 школах для детей из бедных семей и результаты которого были опубликованы в обзорной статье журнала School Psychology, Макклоури и ее коллеги сообщили, что все дети, которых произвольно отобрали для участия в программе, продемонстрировали резкий рост успеваемости, при этом больше всего выиграли от программы именно застенчивые дети. В период между детским садом и первым классом школы застенчивые дети, прошедшие 10-недельную программу, показали улучшение навыков критического мышления и сохранение математических навыков на стабильном уровне, в то время как застенчивые дети, которые не участвовали в программе, показали снижение уровня по обоим параметрам. Это важно, утверждают исследователи, поскольку многие исследования пришли к выводу о том, что застенчивым детям в школе приходится гораздо сложнее, чем более успешным ученикам.

Часть проблемы может попросту заключаться в том, что застенчивые дети не проявляют своих знаний. В исследовании 2014 года, которое проводилось в отношении застенчивых детей ясельного возраста, Ре и ее коллеги обнаружили, что дети с поведенческими комплексами прекрасно понимали речь, но гораздо менее, чем общительные дети, были склонны вступить в разговор (особенно с незнакомыми людьми в лаборатории психолога). Урок, по словам Ре, заключается в том, что учителя и другие работники образования должны находить способы, которые помогут застенчивым детям заблистать.

Стефани Паппас, колумнист Live Science