5 тенденций, формирующих телемедицину в 2016 году.

Телемедицина является увлекательной и динамичной современной отраслью. Как это бывает с многими быстро развивающимися сферами, эволюционирует не только телемедицина в целом, но и тенденции, обуславливающие эту эволюцию. Позвольте объяснить, что я имею в виду.

Самые первые телемедицинские сети появились главным образом в силу клинической необходимости: они соединяли пациентов с узкопрофильными специалистами. Для примера возьмем одну из последних телемедицинских систем. Управление по контролю над пищевыми продуктами и лекарственными средствами США одобрило tPA революционное лекарственное средство для лечения острого ишемического инсульта. Проблемой для многих больниц была зависимость такого лечения от времени, из-за чего многим пациентам не удавалось пройти своевременный осмотр неврологами для получения лечения. Поэтому была создана телемедицинская система, в которых максимально эффективно использовалось сочетание аудио- и видеотехнологий, для того чтобы неврологи могли дистанционно обследовать пациентов с инсультом из сельской местности.

Теперь, когда стал очевидным успех телемедицины в предоставлении узкопрофильной медицинской помощи большому числу пациентов, не удивляет тот факт, что тенденции развития отрасли также претерпевают изменения. Телемедицина быстро эволюционировала, чтобы соответствовать уровню более опытных медицинских работников, занятых в этой сфере. Врачи, медсестры и администраторы требуют упрощенной интеграции, клинической адаптируемости и конфигурируемости, поддержки многочисленных специализаций и достоверных аналитических данных. Именно эти ожидания являются движущими факторами основных технологических тенденций этого года.

1. Запатентованное оборудование утратило свою ценность. Телемедицинские решения первого поколения были ориентированы на монофункциональные, сугубо аппаратные устройства, такие как каталки и автоматы. В то время как эти запатентованные технологии внесли весомый вклад в совершенствование дистанционной медицинской помощи пациентами, они недешевы и лишены той гибкости, которая необходима для внедрения обновлений и дополнительных каналов обслуживания.

Современные телемедицинские программы все чаще базируются на доступных по стоимости, имеющихся в продаже компонентах ПК, стандартных камерах и развивающихся сетевых стандартах. Эти открытые, стандартизованные продукты дают провайдерам необходимую гибкость для выбора конечного варианта, больше всего отвечающего клиническим потребностям, будь то высокоэффективная каталка, ПК или мобильное устройство.

2. Развитие программной платформы. В наши дни системы здравоохранения нуждаются в телемедицинских решениях отраслевого масштаба, которые могут быть приведены в соответствие с многочисленными каналами обслуживания и моделями обеспечения такого обслуживания, и все это – на единой платформе. Подобно тому, как телефоны-раскладушки первого поколения устарели и были вытеснены многофункциональными смартфонами, поставщикам услуг теперь нужна единая платформа, которая объединила бы все их потребности в области телемедицины.

Они желают получить простое и эффективное решение, которое отвечало бы всему разнообразию требований, применимых к широкому диапазону процедур по уходу и лечению с использованием самых разнообразных устройств. Кроме того, эти платформы разрабатываются по принципам открытой архитектуры, обеспечивающей легкость соединения в режиме автоматической настройки с использованием таких специализированных, функционально совместимых компонентов, как высококачественные периферийные устройства.

Один из наиболее четких показателей данной тенденции — компании по производству оборудования для телемедицины совершают закупки у ИТ-компаний либо сотрудничают с ними в попытке обеспечить конкурентные преимущества.

3. Гибкость клинических приложений для практикующих врачей. Несмотря на существование относительно прямолинейных стандартных клинических протоколов для различных медицинских специальностей и условий лечения, каждый отдельный врач имеет свой индивидуальный стиль медицинской практики. И чтобы воплотить привычный для врача стиль лечения пациентов, телемедицина должна приспосабливаться к индивидуальным предпочтениям врачей. В то же время она также должна помогать медицинским организациям в их стремлении к стандартизации протоколов лечения. Чтобы соответствовать потребностям и тех, и других, телемедицинские решения становятся более адаптируемыми, обеспечивая врачей гибким подходом к отображению и использованию информации, при этом в рамках стандартных клинических протоколов.

4. Усовершенствованная интеграция ЭМК (электронных медицинских карт). Оформление документов в сфере телемедицины приобретает все большую важность, особенно в целях оплаты услуг. Сложилось так, что в рамках телемедицинских решений интеграция ЭМК всегда была затруднительной (или отсутствовала вовсе), однако ситуация меняется. Поскольку большинство телемедицинских сетей включает провайдеров, использующих различные сети ЭМК, существует необходимость в обеспечении свободного обмена информацией о пациентах.

В ходе телемедицинской консультации конкретные данные о пациенте должны быть без проблем представлены как врачу-клиницисту, работающему в месте непосредственного оказания медицинской помощи, так и удаленному специалисту, даже если они используют различные ЭМК. Поскольку телемедицина распространяется на весь диапазон медицинских услуг, интеграция систем ЭМК быстро приобретает статус базового требования.

5. Анализ данных. Эффективное управление телемедицинскими программами требует клинических, прикладных и финансовых данных, охватывающих такие аспекты, как индивидуальные консультации и врачи, а также характерные для конкретной области показатели и программные тенденции. В телемедицинских системах первого поколения менеджеры программ были вынуждены скрупулезно собирать эти данные вручную – если им вообще это удавалось – но современные системы делают такую информацию легкодоступной. Единственный способ повысить эффективность телемедицинской сети – это правильно оценить ее, и данная установка на совершенствование может оказаться особенно важной для больниц, работающих в конкурирующих географических регионах.

По мере усиления ориентации на вовлечение пациентов и повышение эффективности обслуживания провайдеры требуют таких решений в области телемедицины, которые дают не просто возможность консультирования, но также по-настоящему повышают клиническую эффективность и общее качество программного управления. Чтобы оправдать эти ожидания, в этом году в индустрии телемедицинских технологий произошел переход запатентованных систем на реанимационную деятельность, а также появились адаптируемые телемедицинские платформы.

Стив МакГроу – президент REACH Health, компании по разработке программного обеспечения для телемедицины. Стив имеет более чем 25-летний опыт работы в ведущих компаниях по разработке программного обеспечения и значительный опыт в разработке облачного медицинского программного обеспечения.