Сможет ли телемедицина изменить здравоохранение или окажется очередным авантюрным веянием моды?

В настоящее время телемедицина переживает бум, будучи при этом противоречивым явлением, оторванным от традиционной медицины. Стоит ли считать ее идеей, которая кажется привлекательной, но на деле является просто большим незанятым сегментом рынка, или мы имеем дело с мощной силой, способной совершить прорыв в сфере здравоохранения?

Американская ассоциация телемедицины заявила об 1,25 миллиона обращений в компании, напрямую оказывающие услуги потребителям (Direct-to-Client, или DTC), в 2015 году. Teladoc, ведущая коммерческая DTC-компания, вышла на фондовую биржу; у некоторых других (American Well, MDLive) дела также идут неплохо. Многие корпорации добавляют услуги телемедицины в свой страховой пакет наряду с некоторыми страховыми компаниями. В области государственного здравоохранения Программа для ветеранов (VA) и некоторые государственные программы по охране здоровья (Medicare) начинают применять телемедицину. И, несомненно, она уже в течение долгого времени играет важную роль для жителей сельских районов и людей, находящихся в открытом море.

Новое веяние, DTC-телемедицина, существенно отличается от традиционных медицинских учреждений: это виртуальная неотложная служба, которая работает, потому что пациенты стремятся получить оперативную помощь или совет в случае обычных несерьезных заболеваний (например, больное горло), которые часто возникают, но не вызывают большого беспокойства. В большинстве случаев дальнейшее наблюдение у врача не требуется, или последующее обращение в постоянную медицинскую компанию осуществляется очень просто: пациент может рассказать о своем состоянии на дистанционном приеме или передать сведения, полученные в телемедицинской компании, врачу. Однако в некоторых случаях отсутствие медицинской координации будет неизбежно приводить к ошибкам и недоработкам.

Как сравнить качество? Было проведено немало исследований, и, что неудивительно, их результаты противоречивы. Остин Фракт из газеты The New York Times провел обзор литературы и заключил, что в целом качество телемедицинских услуг сопоставимо с визитом к врачу. Другие исследования подняли спорные вопросы, например, о том, что некоторые дерматологи, оказывающие дистанционные услуги, не имеют профессиональной сертификации, или что дистанционные врачи реже требуют проведения анализов на стрептококки и чаще выписывают антибиотики людям, страдающим болью в горле, что повышает риск назначения лишних лекарств, прием которых в свою очередь приводит к размножению устойчивых к антибиотикам бактерий.

Итоги некоторых исследований показывают, что самочувствие пациентов с хроническими заболеваниями, которым были предоставлены специальные отслеживающие устройства для мониторинга признаков ухудшения состояния, не было значительно лучше, чем у пациентов, обратившихся за традиционной медицинской помощью, хотя другие исследования все же показали лучшие результаты. Блог chealthblog, который ведется организацией Connected Health Center, работающей в системе Partners Healthcare в Бостоне, и курируется ее директором доктором Джо Кведаром, содержит полезные комментарии об исследованиях, посвященных дистанционным медицинским технологиям. Джо подчеркивает, что мониторинг, проводимый пациентом, дает хорошие результаты, если он является частью общего процесса лечения и сопровождается тренингами и мотивированием пациента, в особенности когда группа медицинских работников, участвующих в лечении, отслеживает данные и реагирует на них. Иначе мониторинг может оказаться непродуктивным.

Страховые компании, государственные медицинские комиссии и федеральные программы по здравоохранению по-разному относятся к телемедицине. Что это – мудрость, осторожность или излишний консерватизм и самозащита? Организация Kaiser Permanente, по-видимому, успешно пользуется телемедициной, а доктора из Программы для ветеранов (VA) обмениваются электронными письмами со своими пациентами, находя такую практику весьма полезной. Вышеперечисленные факты доказывают, что телемедицина может давать хорошие результаты, и я не удивлен, что такая оценка дана финансируемыми медицинскими компаниями, которые в течение долгого времени оказывают услуги своим пациентам и контролируют большую часть системы здравоохранения, в которой работают. Именно им, как никому другому, видно, что телемедицина может стать неотъемлемой частью системы здравоохранения и катализатором для других ее направлений.

Другие направления системы здравоохранения сопротивляются телемедицине. По неофициальным данным, по приказу государственного медицинского учреждения штаты Юта и Техас выразили резкое неодобрение. В разных штатах наблюдается разное отношение к разрешению проведения дистанционных приемов негосударственными компаниями, что является еще одним источником разногласий между информационными ресурсами и регулированием медицины на уровне штата. Покрытие расходов на услуги телемедицины отличается от штата к штату и иногда рассматривается как неадекватное. Есть мнение, что страховщики обеспокоены большой доступностью медицинских услуг, что приведет к слишком частому их использованию со стороны пациентов. Однако, несомненно, есть более разумные способы установления очередности оказания медицинской помощи пациентам, чем заставлять их проезжать 20 миль и ожидать час в очереди к врачу.

Несмотря на эти споры, неопределенность и несогласованность, я думаю, что дальнейшие перспективы ясны. Имеются убедительные доказательства того, что, если процесс лечения построен разумно, телемедицина действительно работает для широкого круга заболеваний, что система здравоохранения только выиграет от ее использования. Усовершенствование программных платформ для управления телемедициной и изменение процесса взаимодействия с пациентом, например его асинхронизация, дают положительные перспективы. В данном процессе лидируют предприниматели и стартапы.

Кроме того, экономика телемедицины предъявляет большие требования к медицинским компаниям. Дистанционные визиты к врачу, как правило, короче по сравнению с посещением больницы, поэтому время медика используется более эффективно. Расходы, необходимые для организации дистанционных приемов, также ниже: это касается больничных помещений, администраторов и времени сбора данных. Исходя из своего опыта работы в организации, оказывающей первичную медицинскую помощь, я убежден, что около половины приемов для оказания первичной медицинской помощи может быть осуществлено с помощью телемедицины с продуктивностью, превышающей визиты в больницу в два раза. Потребуется немало времени, чтобы восполнить недостаток компаний, оказывающих первичную помощь, и способствовать снижению стоимости медицинского обслуживания.

Телемедицина также позволяет врачам раньше узнавать о проблемах и предпринимать меры, пока они не стали опасными, болезненными и требующими больших затрат.  Пациентам проще попасть на прием с имеющимися у них проблемами, что способствует более раннему выявлению заболевания. Визитов в пункты первой помощи можно будет избежать; по итогам одного исследования, 27 % визитов в пункты первой помощи, обходящихся в 1 000 долларов и больше, можно заменить дистанционным приемом стоимостью 50 долларов. Консультацию специалиста также можно будет получить быстрее и дешевле. В особенности это касается дерматологии: «Стоит ли мне беспокоиться по поводу этой родинки?» Для того чтобы это было осуществимо, предприниматели находят разумное применение облачным и мобильным технологиям, например SkyMD и Miiskin.

Телемедицина станет неотъемлемой частью основных медицинских практик: первичной помощи, консультаций специалистов и высокоспециализированной помощи. Она необходима для обеспечения эффективности, координации процесса лечения и повышения контроля состояния пациента за пределами клиники. Для осуществления этого предприниматели создают программные платформы, например OpenTeleHealth.

Телемедицина будет существовать, потому что она нужна пациентам. В своей статье Остин Фракт обращает внимание на то, что пациент теряет огромное количество времени из-за системы медицинского обслуживания. Работодатели, видя это, требуют включения телемедицины в свои страховые предложения для того, чтобы их сотрудники были здоровыми, продуктивными и благополучными. Современные люди очень многое делают с помощью смартфона. Каждая вторая отрасль учится быть на связи с клиентами посредством устройства, которое они используют. В конце концов, медицинские компании также будут вовлечены в этот процесс. Если какая-либо технология способствует экономии средств и отвечает предпочтениям потребителей, даже врачам сложно ее игнорировать.

 

Тодд Хиксон